Главная Статьи Галерея Форум Ссылки
Приветствую, Гость (Вход/Login) ·

Меню сайта
Категории каталога
Обзоры китов
Технологии
Самолеты в деталях
Поиск
Друзья сайта
Статистика
 Статьи
Главная » Статьи » Обзоры китов

Як-42 1:144 от RusAir
Для начала немного истории.
Техническое задание на разработку Як-42 было выдано в 1972 году, первый полёт самолёт совершил в марте 1975 года. Первый прототип Як-42 имел практически прямое крыло (стреловидность 11 градусов), однако все последующие машины оснащались крылом стреловидностью в 25 градусов. До запуска в серию претерпели изменение так же основные опоры шасси (став из двухколёсных четырёхколёсными). Изменились форма и расположение некоторых дверей и люков, форма обтекателя узла навески стабилизатора и ряд других менее заметных деталей. Поэтому не стоит сравнивать модель, изображающую серийный самолёт с фотографиями Яков, стоящих в Монино, на ВДНХ и в Жулянах.
Самолёт выпускался одновременно Смоленским и Саратовским авиазаводами. Первый полёт с пассажирами на борту – 22 декабря 1980 года. Первая катастрофа – 28 июня 1982…
Причиной послужило разрушение в полёте узла крепления стабилизатора. Все находящиеся на борту Як-42 СССР-42529, приписанного к Пулковскому ПО Ленинградского УГА погибли. Все выпущенные к тому моменту самолёты этого типа были поставлены на прикол на долгих полтора года.
В результате выпуск Яков был существенно сокращён, и самолет так и не стал по настоящему массовым.
Единственная серьёзная модификация – Як-42Д появилась в 1987 году, и связана была с увеличением максимального взлётного веса. До стандарта Як-42Д дорабатывались ранее выпущенные самолёты, а так же такие машины выпускались «с нуля».
Всего было построено около 160 самолётов, единичные машины достраиваются Саратовским заводом и по сей день. Самолёт активно эксплуатируется, в основном в России (отдельные машины поставлялись в Китай и на Кубу, несколько самолётов осталось в союзных республиках после развала СССР).
Самая подробная статья, посвящённая этому самолёту, была напечатана в М-Хобби №3/2004. В том же номере опубликованы великолепные чертежи Д.Колесника в М 1:144. Судя по всему, именно по ним и делалась модель. Прежде чем сравнивать модель с чертежами надо учесть, что (видимо из-за особенностей полиграфии) на чертежах фюзеляж получился примерно на 2 мм короче, чем должен быть в соответствующем масштабе. Ошибка не превышает 1% длины и вполне допустима.
 

Прототипом для чертежей послужил один из первых Як-42 RA-42524, выпущенный в ноябре 1981 года и доработанный позднее до стандарта Як-42Д. Наиболее заметные отличия от машин более поздней постройки – наличие 2 аварийных выходов на крыло по каждому борту и отсутствие небольшого гребня на фюзеляже в районе воздухозаборника второго двигателя.
Так же можно почитать Крылья Родины №9/1999 и АТО №54. Хотя материалов, содержащихся в М-Хобби вполне достаточно для постройки модели.

Перейдём непосредственно к виновнику торжества:





RusAir, Пассажирский самолёт Як-42, масштаб 1:144. Индекс – 144RA01. 34 детали (смола), декаль на 5 вариантов окраски (Аэрофлот СССР-42527 и RA-42421, МЧС RA-42441, Авиалинии Кубани RA-42421 и Cubana CU-T 1242).



Инструкция есть как факт, но весьма минималистична, не содержит указаний на места установки УКВ-антенн, имеющихся в наборе и позволяет перепутать местами левый и правый двигатели. Инструкция по окраске представляет собой лист формата А4 с 5 цветными рисунками, 4 из которых представляют собой очищенные от всего лишнего фотоснимки, а один – просто боковая проекция. Так же есть чёрно-белый рисунок, показывающий расположение надписей на поверхности крыльев. В целом этого достаточно для окраски, да и найти дополнительные фотографии этих машин в Интернете труда не составит.
Детали отлиты очень аккуратно, без усадок и недоливов. Облой практически отсутствует. На деталях обозначена тонкая внутренняя расшивка, все поверхности управления выделены более глубокими линиями. Качество отливок позволяет предположить, что используется не просто формование, а литье под низким давлением. Во всяком случае результат ничуть не хуже, чем у А-Модел.
Иллюминаторы не размечены, что для смоляных моделей скорее плюс, чем минус. Стёкла кабины пилотов тоже сделаны непрозрачными.
Модель великолепно ложится в чертежи Д.Колесника, причём фюзеляж длиннее чертежа на те самые 2 миллиметра – точное попадание! Крылья и стабилизатор отлиты цельными, что позволяет получить ровную тонкую заднюю кромку. На торцевых частях крыльев и зализов на фюзеляже размечены места для установки штифтов. Надо только засверлить их на большую глубину – очень удобно. Такие же отверстия намечены для мотогондол и узла киль-воздухозаборник второго двигателя.
Точно передана форма мотогондол (они в сечении не круглые, более выпуклая сторона должна быть направлена вниз, учтите это при сборке!). Отлично для смоляного изделия 144 масштаба проработана конструкция всего двигателя, без применения фототравления лучше сделать по-моему невозможно.
Стабилизатор так же имеет правильный аэродинамический профиль. При сборке не забудьте, что в отличие от крыла стабилизатор расположен плоской стороной вверх.
Воздухозаборники расположенные над пилонами двигателей как и в реальной жизни разного размера слева и справа.
На этом достоинства модели заканчиваются, и начинаются мелкие недостатки. Сразу хочу отметить, что их хоть и много – но все они действительно мелкие и в глаза не бросаются, так что модель можно собирать прямо «из коробки». Тем не менее…
Пожалуй самый крупный из огрехов – отсутствие выштамповки на фюзеляжных створках основных опор шасси (см. фотографию).
Из-за этого весь центроплан при виде снизу выглядит чуть по другому.



Так же пропущен небольшой наплыв на левой стороне левой же мотогондолы (см. фотографию).



Выступ этот присутствует только на левой гондоле, в чертежах он не отражен из-за небольшого размера. Однако он очень хорошо заметен при определённых ракурсах освещения.
Так же на модели проигнорированы обтекатели тяг элеронов, руля направления и поворота. Выступы эти хоть и не очень большие, но достаточно заметные. Забыли авторы модели и про обтекатели труб аварийного слива топлива из баков, расположенные на задней кромке крыла между элеронами и закрылками.
Обтекатели направляющих закрылков не совсем верны по форме. В жизни они более плавные.



Так же неверен по форме верх обтекателя узла перестановки стабилизатора, на реальном самолёте он чуть сложнее.
Стойки шасси на настоящих самолётах всегда вызывали у меня тихую панику – такое впечатление, что авиконструкторы намеренно издеваются над моделистами, пихая в весьма небольшой объём кучу тяг, шарниров, гидроцилиндров, шлангов и проводов. Як-42 в этом отношении не исключение. (См. фото).







Само собой, передать всё это в 144 масштабе, используя только литьё из смолы в принципе невозможно, но всё же основные стойки получились немного упрощёнными.



С колёсами всё обстоит гораздо хуже. Действительно, на Як-42 колёса на основных и носовой стойке шасси по диаметру совершенно одинаковые. Но диски то у них разные! При этом ни одни из них не похожи на то, что изображено в модели. Что-то похожее на эти диски стояло на Ан-12 и самых первых Ту-154. На Як-42 диски основных стоек по виду должны полностью совпадать с таковыми от Ту-154М. На Ту-154Б, не прошедших доработку, нет охлаждения колёс на земле, и диски выглядят иначе, но всё равно не так, как в наборе. Да и профиль покрышек странноват – до такого плоского состояния в реальной жизни стереть их невозможно, колёса лопнут.
Из мелких деталей в наборе даны только 2 УКВ антенны. (См. фото).



Сопоставимые с ними по размеру сливные насадки – отсутствуют.



Признаться, я бы не стал на это жаловаться, не будь в наборе антенн.
Вообще же подобные вещи лучше делать травлением. Тем более, что помимо перечисленных есть ещё антенны дальномеров, маяка АРМ-406, приёмники полного давления, датчики обледенения и угла атаки (всё это торчит наружу из самолёта !). Да и стойки шасси деталировать с травлением проще. Так что такой набор просто необходим, но это уже вопрос не к RusAir.
Отдельно хочу остановиться на вопросе воссоздания антенного хозяйства. Уважаемые моделисты! Будьте предельно внимательны! Утыкивая самолёт антеннами, ориентируйтесь на фотографию прототипа собираемого самолёта! В случае с Як-42 количество антенн ДМЕ (такие же для Курс МП 70) может плавать от 1 до 3. Система TCAS устанавливалась на самолёт в процессе эксплуатации, и её антенн (а их 4 штуки) на самолётах времён СССР быть не должно. Это же относится к довольно крупной антенне АРМ-406, устанавливаемой на верхней части воздухозаборника второго двигателя – АРМ устанавливались начиная с 2004 года.
Вот кстати о воздухозаборнике – на модели отверстие не сквозное, канал изображён лишь на небольшую глубину, задняя его стенка плоская и имеет дефекты литья. Чтобы изобразить канал полностью понадобилось бы разбить узел киль-воздухозаборник на большее количество деталей. Сделать это на мой взгляд стоило, тем более, что руль направления лучше делать отдельной деталью. Щель между ним и килём на реальном самолёте такова, что отлично будет видна и в 144 масштабе. Да и профиль передней кромки руля передан не совсем верно.
Зато на этом узле размечено выхлопное отверстие ВСУ, что является несомненным плюсом.
Что же получается в итоге?
Фирму RusAir можно поздравить с отличным дебютом! Модель очень точна по геометрии и не имеет существенных огрехов и недостатков. Даже базовый комплект позволяет без особых проблем собрать отличную модель.
Так же осталось немало места любителям доработки базовых наборов – есть где развернуться, воссоздавая облик стоек шасси, можно доделать кучу забытых обтекателей, придётся повоевать с антеннами.
А если учесть относительно невысокую цену базового набора (для литья из смолы) – вывод однозначный. Надо брать! Вот только не знаю, сколько – 2 или 3? Хочется попробовать сделать машину с прозрачными иллюминаторами, доделать фары, АНО и маяки, попробовать улучшить двигатель, да и много чего ещё! Вот только дождусь, когда сделают нормальный набор фототравленых деталей.
Спасибо RusAir за отличную модель! Ждём продолжений!
З.Ы. Хочу Ил-18 :-)
 
Категория: Обзоры китов | | Автор: Пётр Клундук (Pit) (15.04.2008)
Просмотров: 11060

Всего комментариев: 2
15.04.2008 Спам
Будет скоро.
ЗЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ Ил 18

16.04.2008 Спам
2. amper
ОЧень подробное описание по антенам, здорово. Но вот хоть убейте, капот перед лобовиком (смотреть в профиль) не совсем верной формы. dry
А в общем здорово.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Хостинг от uCoz