Главная Статьи Галерея Форум Ссылки
Приветствую, Гость (Вход/Login) ·

Меню сайта
Категории каталога
Обзоры китов
Технологии
Самолеты в деталях
Поиск
Друзья сайта
Статистика
 Статьи
Главная » Статьи » Самолеты в деталях

Як-42 в деталях.
 
В развитие обзора модели Як-42 1:144 от RusAir у меня появилась мысль снабдить желающих доработать эту модель до большего сходства с прототипом кое-каким иллюстративным материалом. Прежде чем перейти непосредственно к описанию возможных мест для доработки надо сказать несколько общих слов про предложенный материал.
Во многом он повторяет набор фотографий, иллюстрирующий чертежи Д.Колесника, напечатанные в М-Хобби №3/2004. Сами чертежи, как и статья в любом случае будут полезны при постройке модели, т.к. расположение некоторых деталей лучше определять по ним, чем по словесному описанию. Тем более это актуально в связи с тем, что на предложенных снимках (за редким исключением) – тот же самолёт RA-42524, что и на чертежах. Так что не придётся задумываться, что правильнее.
Содержащаяся в этом описании информация местами излишняя, многие из описанных элементов в М 1:144 разглядеть то трудно, не то, что сделать. Тем не менее, лучше иметь излишнюю информацию, чем не иметь её вовсе.
Некоторые моменты, оговоренные в описании модели, будут тут повторены – просто чтоб не терять смысловые связки, но полного дублирования постараюсь избежать.

АНТЕННЫ
Хоть эта тема и затрагивалась ранее, остановимся на ней снова, ещё подробнее. Просто потому, что антенны – наиболее крупные и заметные из «торчащих» из самолёта элементов.
Из Як-42 торчат следующие антенны:

1. УКВ, 2 штуки (по числу радиостанций), расположены сверху и снизу фюзеляжа. Единственные сделанные в наборе. Я на них уже останавливался в общем обзоре модели, тут же их можно увидеть на фото 2 и 7.

2. Антенна АРМ 406. На самолёте такая антенна одна, расположена на воздухозаборнике 2-го двигателя.
 
Фото 1. Антенна АРМ 406.
Фото 1 - Антенна АРМ 406

Она достаточно крупная, но в наборе её нет, что неудивительно. Модель судя по всему делалась по чертежам, а на чертеже она тоже отсутствует. И правильно, чертежи сделаны не позднее 2004 года, когда таких антенн на Яках ещё не было. Они появились позже, в 2005. Так что имитировать её стоит только в том случае, если воссоздаваемая Вами машина относится к периоду с 2005 года. Разобраться с вопросом наличия/отсутствия её помогут фотографии общего вида самолёта, деталь достаточно заметная, чтоб на них не потеряться.

3. ДИСС – Доплеровский Измеритель Скорости и Сноса. Имеет всего одну антенну, зато какую!

Фото 2. Антенна ДИСС.
Фото 2 - Антенна ДИСС
 
Фото 3. Антенна ДИСС.
 Фото 3 - Антенна ДИСС 2
 
Это крупная плоская почти квадратная антенна, расположенная снизу фюзеляжа и снабжённая небольшим гребнем. Её очень хорошо видно на чертеже. По имеющимся данным на Як-42 могут устанавливаться как минимум 2 разновидности системы ДИСС, и не исключено, что на некоторых самолётах эта антенна выглядит чуть по-другому.
Рядом с ней расположены антенна УКВ и дальномера (такая же как и для КурсМП), т.н. «трепанатор», получивший своё прозвище за способность наносить тяжёлые черепно-мозговые травмы при неосторожных попытках пробраться под самолётом. Таких антенн на этом Як-42 2 штуки. В принципе они достаточно мелкие, чтоб не делать их на модели в 144 масштабе. Представляют из себя неокрашенную трпецевидную металлическую пластинку.

4. TCAS
Система предупреждения столкновений в воздухе, установлена далеко не на всех Яках, внимательней изучайте снимки выбранного прототипа. Стала устанавливаться на отечественные ВС примерно с 2000 года. У этой системы 4 антенны, по 2 сверху и снизу фюзеляжа.
Направленная (всегда белая, снята на Ту-154)

Фото 4. Направленная антенна TCAS.
Направленная антенна TCAS

Ненаправленная, всегда жёлтого цвета, по размерам чуть больше «трепанатора». Снята на Ту-154.

Фото 5. Ненаправленная антенна TCAS.
Ненаправленная антенна TCAS

На чертежах почему-то антенны этой системы показаны только на нижней части фюзеляжа, хотя если к моменту обмеров ВС они были снизу, то обязательно должны были быть и сверху. К сожалению, на имеющихся у меня снимках их не слишком хорошо видно, но сам факт наличия эти антенн на самолёте фотографиями подтверждается однозначно.

Фото 6. Антенны TCAS на Яке снизу.
Антенны TCAS на Яке снизу

Фото 7 и 8. Антенны TCAS на Яке сверху.
Антенны TCAS на Яке сверху
 
Антенны TCAS на Яке сверху

Обратите внимание – на верхней части фюзеляжа порядок расположения антенн обратен нижним, впереди по полёту находится направленная, а за ней ненаправленная антенна.
Сымитировать ненаправленную антенну довольно просто. Достаточно капнуть на фюзеляж каплю густой белой краски и придать пятну прямоугольную форму. Если сверху эта антенна не так заметна, то снизу, как правило на тёмном фоне, её будет отлично видно.

5. Изделие.
Как отличить свой самолёт от чужого? С помощью системы свой-чужой (в народе – «изделие»). ?
На Як-42 есть 6 заметных антенн этой системы. 4 из них – одинаковые, расположены по 2 в передней и задней частях фюзеляжа (слева и справа) и выглядят как маленькая белая кнопочка на небольшом выступе, окрашенном в цвет фюзеляжа. На чертежах они не смотря на свой малый размер обозначены достаточно явно.

Фото 9. Антенны носовой части.
Антенны носовой части

Обратите внимание на расшивку на носовом обтекателе. Это – приклеенные снаружи металлические полосы. (Грозовая защита + одна из антенн КурсМП). Единственное место на настоящем самолёте, где расшивка наружняя. Так же на этом же снимке видна и одна из двух остальных антенн изделия, трёхштыревая. Таких на самолёте 2, одна на носу сверху, вторая – на хвостовой части снизу. На Як-42, как и на Ил-76 хвостовая антенна изделия закрыта обтекателем.

Фото 10.  Антенна Изделия, узел подъёма и трап. (+ см.фото 34).
Антенна Изделия, узел подъёма и трап

На этом же снимке, рядом с обтекателем антенны расположен небольшой выступ в виде полушария – это пятка, под которую ставится задний подъёмник при обслуживании ВС на земле. Подробнее об этом ниже. Так же на снимке видно, что задняя кромка выреза под трап имеет выступ (в него убирается торчащий из трапа металлический ролик, на который трап опирается в выпущенном положении, см. фото 11). Тут же, на этом снимке, виден и пример «не типовой» доработки ВС – петля под навесной замок. Ответная петля приклёпана к трапу. Используется это запорное устройство только при длительном хранении, обычно самолёт просто опечатывают. Но замок с ключом всегда возят в самолёте, на всякий случай.

Фото 11. Трап.
Трап

6. Антенны остальных систем в поток не торчат, и чаще всего представляют собой небольшие круглые (РВ 5), прямоугольные (МРП) или овальные (РСБН) пластины (такую видно на Фото 9).
Есть, правда, ещё одна система, почти не поддающаяся систематизации. Это GPS (спутниковая навигационная система). У неё как правило всего одна антенна, расположенная на верхней части фюзеляжа, рядом с кабиной пилотов. На 42524 она расположена над передним вестибюлем (в р-не передней входной двери). Так как существует несколько видов таких систем, то и антенны соответственно могут выглядеть по-разному. Утешает лишь то, что все они очень небольшого размера, и в глаза не бросаются. А у переносных систем так и вообще могут крепиться на липучке изнутри кабины к стеклу кабины пилотов.

 
ФАРЫ
На Як-42 5 основных фар, рулёжная ФР-9 на передней стойке шасси (см. описание модели) и 4 посадочно-рулёжных ПРФ-4, по 2 слева и справа в корне крыла и снизу в передней части фюзеляжа. Эти фары выпускаются только на время руления, взлёта и посадки. В остальное время они как и на фото находятся в убранном положении, заподлицо с поверхностью.

Фото 12. Фюзеляжная вара и датчик обледенения.
Фюзеляжная вара и датчик обледенения
 
 Фото 13. Крыльевая фара.

На чертеже хорошо видны не только сами фары, но и расположенные перед ними лючки доступа к механизму их выпуска/уборки.
Помимо этих так же имеются фары, подсвечивающие переднюю кромку крыла. Расположены они слева и справа фюзеляжа у аварийных выходов.

Фото 14. Фары подсветки крыла.
 

На этом снимке так же видны фары, подсвечивающие аварийные трапы (над фарами подсветки крыла). Они тоже есть слева и справа. Есть фары подсветки трапов и у передних дверей.

Фото 15. ДУА и фара подсветки трапа.
 

Все эти фары так же отлично видны на чертеже.
Аварийные выходы на крыло подсвечиваются фарами, установленными в пилонах двигателей.

Фото 16. Фара на пилоне.
 

Помимо фар на самолёте установлены 2 белых проблесковых маяка, снизу фюзеляжа у трапа (см. фото 32) и на верхушке киля (см. фото 36).
Крыльевых АНО как и положено 2, слева – красный, справа – зелёный. На снимке хорошо видно, что предкрылок прилегает к крылу не очень плотно.

Фото 39. АНО и предкрылок. 
 

Хвостовой огонь на модели сделан правильно и добавить про него нечего.
ДАТЧИКИ
Носовая часть самолёта плотно утыкана всевозможными датчиками. Рассмотрим самые крупные из них.

Фото 17. ППД левый.
 

Слева на фюзеляже установлен 1 приёмник полного давления (ППД), а под ним меньший по размерам Т-образный датчик температуры П-104.

Фото 18. ППД правый.
 

Справа – 2 ППД один над другим.
Снизу установлен Г-обрзный датчик сигнализатора обледенения, его видно на фото 12.
Флажок датчика угла атаки (на фюзеляже за передней входной дверью, только слева) виден на фото 15, в задней части снимка.

РАЗНЫЕ ВЫСТУПАЮЩИЕ В ПОТОК ДЕТАЛИ
Есть ещё несколько достаточно заметных деталей, опущенных по разным причинам в модели.
Во-первых это уже упоминавшиеся в описании трубы аварийного слива топлива.

Фото 19. Слив топлива левое крыло
 
 Фото 20. Слив топлива правое крыло
 
На левом крыле такая труба одна, на правом – 2 (одна для бака, расположенного в центроплане). Расположены эти трубы в месте излома задней кромки крыла.
На верхней стороне корневой части крыльев расположены «солдатики» - механические сигнализаторы выпущенного положения основных опор шасси.

Фото 21. Солдатик на крыле.
 

Солдатик-сигнализатор выпущенного положения носовой опоры расположен в кабине пилотов на центральном пульте.
Так же стоит отметить достаточно заметные опоры для установки самолёта на подъёмники. Таких опоры 3, одна (см. фото 10 и 34) расположена рядом с трапом снизу хвостовой части фюзеляжа, 2 другие – на нижней поверхности крыла, на расстоянии примерно 28 мм от центра фюзеляжа и 8 мм от передней кромки крыла (в М 1:144).

Фото 22. Узел подъёма на крыле.
 

В отличие от других крупных самолётов, на которых эти узлы как правило утоплены в конструкцию и закрываются лючками, на Яке они всегда торчат в потоке. И на чертеже их можно рассмотреть. А вот швартовочные узлы, практически никогда не используемые, но так же всегда торчащие в поток на чертеже не обозначены.

Фото 23. Узел швартовки на крыле.
 

Расположены они гораздо ближе к законцовкам, на расстоянии примерно 78 мм от фюзеляжа и 8 мм от передней кромки (в М1:144), возле передней части внешнего обтекателя рельса закрылков.
Достаточно заметными деталями являются так же стекатели статического электричества. По 4 таких расположено на законцовках крыла слева и справа.

Фото 24. Стекатели статики на крыле.
 

По 3 на законцовках стабилизатора слева и справа.

Фото 25. Законцовка стабилизатора.
 

И один сверху на законцовке руля направления (см. фото 38).
Обратите внимание, что расстояния между стекателями – разное (это видно и на чертежах), а сами они жёсткие и не провисают вниз.
Стоит так же отметить необычной конструкции жалюзи, расположенные в хвостовой части фюзеляжа в районе пилонов. Необычны они потому, что довольно сильно выступают в поток. Их хорошо видно на чертеже, слева имеется 2 таких конструкции

Фото 26. Жалюзи на левом пилоне.
 

А справа 3.

Фото 27. Жалюзи, правый пилон.
 

Ещё можно обратить внимание на то, что жаровая труба выхлопа ВСУ немного выступает из поверхности обтекателя.

Фото 28. Выхлоп ВСУ.
 

И для завершения раздела про разные выступающие части – снимок небольшого аэродинамического гребня, устанавливаемого на более поздних машинах (на снимке – борт 42370). На модели его нет.

Фото 29. ВЗУ с гребнем.
 
 

РУКОЯТКИ ОТКРЫТИЯ ЛЮКОВ
На передних дверях (слева и справа), а так же на основных аварийных дверях рукоятки открытия расположены в небольшом углублении и в поток не торчат.

Фото 30. Двери.
 

Над всеми дверьми обязательно есть небольшой желобок, чтоб при открытых дверях на земле во время дождя вода не попадала внутрь самолёта. Чуть ниже дверей расположена окрашенная в красный цвет и упрятанная заподлицо (чтоб случайно не задеть) ручка аварийного сброса двери.
И желобок, и ручка аварийного сброса (в верхней части самого люка) есть и у заднего аварийного люка выхода на крыло.

Фото 31. Аварийные выхода на крыло.
 

У переднего люка ручки аварийного сброса нет. На более поздних машинах, на которых установлено только по одному люку аварийного выхода на крыло, стоят люки с ручкой принудительного сброса.
Рукоятка открытия трапа тоже выглядит как тонкая красная линия, и тоже утоплена в фюзеляж, но расположена в достаточно просторной выемке (только с правой стороны).

Фото 32. Лючки хвост слева.

На этом же снимке виден нижний проблесковый маяк, задний обогреваемый сливной насадок (их всего 2, фото переднего есть в описании модели, виден он и на фото 2), а так же эксплуатационные лючки, расположенные рядом с трапом. Под ними находятся штуцера заправки маслом (задний) и водой (передний лючок). С правой стороны тоже лючков хватает.

Фото 33. Лючки, хвост справа.
 

Слева направо – заземлние, разъём для подключения наземного источника постоянного тока (маленький овальный, почти не используется), разъём для подключения наземного источника переменного тока (большой овальный, используется почти всегда) и лючок доступа к панели заднего санузла.
Рядом за трапом расположен постоянно открываемый и потому слегка помятый капот второго двигателя.

Фото 34. Капот 2 СУ.
 

На этом же снимке хорошо виден узел установки подъёмника и задняя антенна изделия.
Рукоятки открытия люков обоих багажников так же расположены в специальных выемках.

Фото 35. Люк багажника.
 

Когда люк открыт, он утоплен внутрь и сдвинут вперёд по полёту, поэтому его просто не видно.

СТАБИЛИЗАТОР
Отдельно хочу остановиться на стабилизаторе. Что представляет собой его верхняя часть можно увидеть на следующем снимке. На нём же можно рассмотреть и верхний проблесковый маяк (в передней части).

Фото 36. Стабилизатор.
 

Границы подвижных частей можно рассмотреть на следующем снимке

Фото 37. Узел перестановки стабилизатора.
 

Учтите, если будете делать модель со стабилизатором, установленным во взлётное положение – вместе с ним съезжает вниз и часть боковой панели, она видна на этом снимке.
На следующем снимке видны обтекатели привода руля высоты, стекатель статики на руле направления и триммеры РВ.

Фото 38. Обтекатель привода РВ.
 

Фуу, вроде всё. Если «зевнул» какие-нибудь известные Вам хорошо заметные мелочи – подсказывайте.


Категория: Самолеты в деталях | | Автор: Пётр Клундук (Pit) (21.05.2008)
Просмотров: 11803

Всего комментариев: 6
28.05.2008 Спам
1. KAJuK
Отлично!
А.К.

28.05.2008 Спам
2. Pit
(Скромно шаркнув ножкой) - спасибо smile

29.05.2008 Спам
3. All
Хороший обзор!

30.05.2008 Спам
тянет на 10 баллов

23.06.2008 Спам
Конечно поверхность жжёт - как молотком подогнано всё.

28.06.2008 Спам
6. Pit
Для Як-42 одной из характерных особенностей являются гофры на задней части фюзеляжа (737 тоже этим грешен), ставшие следствием воздействия внешних нагрузок. Проявляются они в виде того самого "стёганного одеяла", за которое уже не раз был обгажен в интернете первй прототип РРЖ. Самая "помятая" поверхность - капот 2 СУ, но там причины чуть другие. На других типах ВС такие вмятины тоже бывают, но заметны они лишь при глянцевой окраске, да и то не со всех ракурсов.
Крупные выступающие в поток головки заклёпок (особенно на задней кромке крыла) весьма характерны и для Ту-154. Меня всегда удивляли утыканные такими заклёпками обтекатели убранного положения шасси, осбенно в сравнении с идеально гладкими такими же на Ту-134.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Хостинг от uCoz